О порте

История порта

Город Темрюк расположен на северном берегу Таманского полуострова, на правом берегу реки Кубань, близ ее впадения в Азовское море. Город существует с 1556 г. Основателем его был черкесский князь Темрюк, давший свое имя крепости и первому поселению при ней. Период княжения Темрюка совпал с попыткой расширения влияния России на Северном Кавказе, обусловленного государственной политикой Ивана Грозного, ставившего своей целью выйти к побережьям северных, северо-западных и южных морей. Вероятно, эту цель преследовал и династический брак русского царя и дочери князя. Однако в этот период времени в силу ряда причин закрепиться России на Северном Кавказе не удалось, хотя идея расширения пределов государства на юг со временем становится все более актуальной.

Со второй половины 18 века Северный Кавказ и в том числе Таманский полуостров вошел в состав России.

В 1792 г. Темрюк был передан во владение запорожских казаков и стал называться Темрюкской станицей. Знаменательным событием для станицы стало принятие решения о заселении Темрюка, в котором было сказано: «На Азовском море, в пределах земли Войска Черноморского, у Темрюкского лимана открывается порт и учреждается на месте, называемом Темрюкской станицей, портовый город Темрюк».

По причине высокой заносимости, порт долгое время был доступен только для мелкосидящих судов. Попытки решить проблему навигации на прилегающей акватории были предприняты в 1895 г., когда виду развивавшегося судоходства в течение трех лет были проведены дноуглубительные работы, к сожалению, не давшие результатов.

В 1904 г. Министерством путей сообщения был утвержден проект нового порта. Постройка порта началась весной 1905 г. и была завершена в 1908 г. Строители огородили земляной дамбой и дубовым шпунтом рукав Кубани от канала, соединив его с морем. Получившийся ковш имел в ширину 120 метров, глубину 5,5 метров.

Читайте также  Перегрузочные мощности

Последовавшая затем первая мировая война в стране, отодвинула перспективы развития порта на долгие годы.

С 1935 г. по 1949 г. морской порт Темрюк принадлежал Министерству морского флота СССР. В августе 1949 г. порт был передан Министерству рыбного хозяйства.

В августе 1993 г. было создано ООО «Темрюкское управление морского транспорта» для обеспечения перевозок, хранения и переработки грузов. Имевшиеся причальные линии и флот были переоснащены для целей перевалки, перевозки и всестороннего обеспечения внешнеэкономических грузопотоков. В трехлетний срок по проекту, разработанному ведущим отечественным проектным институтом «Союзморниипроект», была проведена реконструкция причалов и грузовых площадок, смонтированы портальные краны, закуплена техника для транспортировки грузов и погрузочно-разгрузочных работ, построены склады крытого хранения грузов, приобретены новые транспортные суда, проведена реконструкция судоходного канала с оградительным молом, подготовлены специалисты и получены все необходимые лицензии.

В настоящее время ООО «Темрюкское управление морского транспорта» — судоходная компания, которая имеет собственный флот, портовый и железнодорожные терминалы и автотранспортную колонну.

Приказом Департамента Морского транспорта № 58 от 24.08.1994 г., порт Темрюк был внесен в перечень морских портов России. После чего Темрюкский порт начал принимать не только российские суда, а также суда под иностранными флагами. Были созданы: пограничный пост, таможенная и карантинная службы, налажены работы стивидоров, экспедиторов и агентов по обслуживанию иностранных судов.